Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Медведская основная общеобразовательная школа
Оренбургская область, Тоцкий район, с. Медведка, ул. Молодежная, д. 12
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
    молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    — вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
    развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    «Банк заданий» включает в себя ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности

    название ссылка
    Электронные банки  заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

       https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
     http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 
    Сетевой  комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (ИСРО РАО) http://skiv.instrao.ru/
    Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)   https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4

    • https://fg.resh.edu.ru/— Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
    • https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
    • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление
    • https://sdo.edu.orb.ru/index.php — «Цифровая школа Оренбуржья»

    Документы

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    — Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    — региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    — муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    — план мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

    Дополнительная информация

    Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

    Мероприятия

    23 сентября 2021 Марафон функциональной грамотности (Академия Минпросвещения России)

    • Развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии
    • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии

    https://youtu.be/4I_2WJ_8Vq4 30 сентября 2021 года Марафон формирования математической грамотности (Академия Минпросвещения России)https://youtu.be/b4ORSIOs8Rg

    7 октября 2021 года Марафон читательской грамотности (Академия Минпросвещения России)

    • Дощинский Р.А. «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка».
    • Табаровская К.А. «Социальные аспекты чтения: разбор заданий по формированию читательской грамотности».
    • Пономарева Е.В. «Формирование читательской грамотности на уроках литературы».
    • Пудовина Е.И. «Задания межпредметного учебного содержания и формирование читательской грамотности».

    Ccылка на видео
     

    Информация на сайте Академии Минпросвещения России: https://apkpro.ru/news/vnovomuchebnomgoduuchitelskayaakademiistartuet23sentyabrya2021godamarafonomfunktsionalnoygramotnosti/.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie